-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

–уны на оружии. –уны на оружии.     ќдна из самых важных тем — рун...

Ѕез заголовка - (0)

–уны - координаторы судьбы –уны - координаторы судьбы    ѕолучив посв€щение...

Ѕез заголовка - (0)

–унна€ ћандала ¬не сомнени€, величайшим творением, созданным в кузнице »нгеримма, был √Ћќ—“, о...

Ѕез заголовка - (0)

ћаги€ рун в немецкой традиции ћаги€ рун в немецкой традиции  (послесловие к русскому...

Ѕез заголовка - (1)

Ѕабушка-Ѕудда (»ли чем зан€ть себ€ в течение столетней жизни). јлександра ƒавид-Ќеель. ѕрожила 10...

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Se-le-na

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.11.2010
«аписей: 839
 омментариев: 295
Ќаписано: 1708

Ѕез заголовка

¬оскресенье, 04 ƒекабр€ 2016 г. 10:03 + в цитатник
÷итата сообщени€  ниги_—илы ћаги€ рун в немецкой традиции

ћаги€ рун в немецкой традиции 
(послесловие к русскому изданию “Das Geheimnis der Runen” под редакцией ј.ѕлатова)
 
»стори€ использовани€ рун в √ермании своеобразна и во многом не похожа на историю рун в других странах ≈вропы. ѕричиной тому - и особые культурно-исторические услови€, сложившиес€ здесь в отношении развити€ рунической традиции, и специфическа€ культурна€ и политическа€ ситуаци€ XIX-XX веков.
 
–уническа€ традици€ на территории современной √ермании формировалась в древности под вли€нием сразу нескольких школ рунического искусства (понимаемого здесь в широком смысле слова "искусство"): готской, собственно скандинавской, а возможно - и западно-слав€нской, учитыва€, что значительна€ часть нынешней √ермании - исконно слав€нские земли. », разумеетс€, все это вли€ние накладывалось на древнейшую традицию использовани€ в магических и культовых цел€х пра-рунических знаков, по€вившихс€ в центральной ≈вропе около дес€ти тыс€челетий тому назад.
 
“аким образом, к —редневековью в германских районах ÷ентральной ≈вропы возникла обособленна€ школа рунического искусства. ќдной из характерных ее черт стало то, что довольно быстро руны здесь потер€ли значение средства письменности, будучи вытеснены латиницей. ƒаже попытка вестготского епископа ”льфилы (IV век) ввести специальный рунический алфавит дл€ записи переводов —в€щенного ѕисани€ не оказала значительного вли€ни€ на процесс превращени€ рун в набор магических символов.
ƒругой особенностью центральноевропейского рунического искусства, превратившегос€ позднее в немецкое, было введение довольно значительного количества дополнительных рун, большинство из которых почти никогда не использовались дл€ письма. ѕодобные рунические знаки - точнее, те из них, которые известны нам сегодн€, - часто называютс€ ныне "немецкими" (т.е. германскими в узком значении слова). ќб этих дополнительных рунах стоит сказать несколько слов.
 
¬се они могут быть довольно условно разделены на две группы. ѕерва€ из них - это знаки, посв€щенные отдельным богам (богин€м) германского €зычества. “аковы, например, руны ¬альда, Ёрды и «иу, посв€щенные, соответственно, богу зимы ¬альду, континентальному аналогу скандинавского ”лл€, богине земли Ёрде и богу «иу (сканд. “юр).  о второй группе принадлежат неалфавитные, в большинстве своем, знаки, не св€занные с конкретными божествами и либо восход€щие к древнейшим европейским символам (свастика и др.), либо по€вившиес€ уже в —редние ¬ека.
 
ћы вернемс€ к неалфавитным рунам немецкой традиции немного позднее, когда речь пойдет об одном из самых могущественных мистических орденов XX века
 
***
 
¬ 1100 году был разрушен последний из ¬еликих храмов €зыческой ¬еры германцев - ”ппсала (Ўвеци€). Ќа полстолети€ дольше продержались ¬еликие храмы западных слав€н - например, јркона на острове –юген. ≈ще дольше высто€ли литовские храмы. Ќо к середине текущего тыс€челети€ в ≈вропе не осталось ни одного действующего ¬еликого храма.
 
«ато остались народы - носители “радиции. ”же в середине XVIII века в ≈вропе начинаетс€ пробуждение интереса к традиционной культуре. — приходом нового, XIX столети€ начинаетс€ уже подлинное ¬озрождение “радиции. ѕока еще €вл€ющеес€ областью работы отдельных интеллектуалов и людей искусства, германское ¬озрождение уже захватывает умы; я.јдлербет,  .».Ћ.јльмквист, я. и ¬. √римм - все больше известных людей того времени проникаютс€ традиционными иде€ми.
 
¬ажнейшим, переломным моментом ¬озрождени€ стала середина бурного прошлого века. ¬ это врем€ по€вилс€ первый фундаментальный труд по €зыческому наследию √ермании - "Ќемецка€ мифологи€" якоба √римма, вышедша€ в свет в 1844 году; в это же врем€ на сцене ¬озрождени€ по€вл€етс€ величественна€ фигура –ихарда ¬агнера. — этого момента идеи традиционализма проникают в массы, и ¬озрождение обретает характер важнейшего культурного течени€. ѕо всей ≈вропе - особенно в √ермании и јвстрии - возникают "фолькише" (народные) группы, лиги и ордена, стрем€щиес€ возродить древнюю культурную и религиозно-магическую “радицию. ¬о второй половине прошлого столети€ интерес такого рода организаций все более обращаетс€ к древним германским рунам, но подлинное, мощное возрождение рунической традиции приходитс€ н начало XX века и св€зано с именем австрийца √видо фон Ћиста, творчество которого прекрасно отражает все те настроени€, которые царили в традиционализме того времени.
 
—ейчас √видо фон Ћист известен, в основном, благодар€ изданной им в 1908 году книге "“айна рун", ставшей, по сути дела, первым в ≈вропе трудом по магии рунических знаков, до сих пор остающимс€ своего рода классикой в данной области. ћежду тем фон Ћист был гораздо более широким специалистом, и вполне возможно, что издание "“айны рун" - не сама€ важна€ из его заслуг.
 
ѕо сути дела, фон Ћист - как о том часто говоритс€ - был одним из первых европейских нео€зычников. ќдним из первых он предложил и применил на деле (веро€тно, еще не будучи знаком с работами Ѕлаватской) метод восстановлени€ утер€нных древних оккультных знаний - метод, сочетающий научный этнографо-исторический подход с интуитивно-магическим, вплоть до пр€мого применени€ магических техник при создании реконструкций>. ƒес€тилети€ спуст€ после фон Ћиста подобные методы были применены в центральной и западной ≈вропе и —Ўј при реконструировании ¬икки и ƒруидизма, в —кандинавии - религии јсатру (ќдинизма) и т.д.
 
„то важно, √видо фон Ћист, как отмечает Ќиколас √удрик- ларк, "был первым попул€рным автором, соединившим народническую (volkisch) идеологию с оккультизмом и теософией". »менно "фолькиш"-движение стало важнейшим путем распространени€ новой (а точнее - старой) идеологии, - идеологии сакральной “радиции, и с легкой руки фон Ћиста стержнем, символической базой этой идеологии оказались именно руны...
 
...ѕримерно до конца XIX столети€ фон Ћист, несмотр€ на все свое увлечение оккультизмом, оставалс€ относительно далек от рунической магии. Ќо что-то изменилось в 1902 году, когда он перенес т€желую операцию на глазах и практически ослеп на долгие одиннадцать мес€цев. » почти сразу после этого, как только болезнь немного отпустила, по€вилс€ на свет первый небольшой трактат фон Ћиста по рунической символике (1903). ѕозднее ученики фон Ћиста говорили об этой его временной слепоте, как о ѕосв€щении, подобном ѕосв€щению ќдина, пронзившего себ€ копьем на ƒреве ћира ради знани€ рун...
 
— этого момента руны стали центральным моментом в творчестве фон Ћиста. ¬ 1908 году выходит его "“айна рун"; в том же году было официально открыто "ќбщество √видо фон Ћиста" (Guido-von-List-Besellschaft), призванное финансировать и издавать его исследовани€, посв€щенные германскому оккультизму и прошлому. ѕри поддержке "ќбщества" фон Ћист с 1908 по 1911 год издал шесть брошюр, уже сама€ перва€ из которых была целиком посв€щена рунической магии.
 
¬ брошюрах этой серии (Guido-von-List-Bьherei) фон Ћист, помимо рун, касаетс€ других аспектов сакральной “радиции, в том числе - "эзотерической социологии", закладыва€ тем самым основы представлений о "сакральной элите", или "элите магов", которые пышным цветом расцветут позднее - не пройдет и двух дес€тилетий со смерти ћастера.
–абота€ в этом направлении, фон Ћист одним из первых указывает на аналогии между кастовым устройством древнеиндийского общества и общества древних германцев. ќт названи€ одной из германских каст - касты арманов, аналогичной касте браманов в »ндии, - произошли название предложенного Ћистом рунического стро€ - ‘утарк јрманов, или јрманический ‘утарк, - и название внутреннего ордена ќбщества фон Ћиста - ќрдена јрманов (Hoher Arnanen-Orden).
 
***
 
¬ 1908 году, одновременно с выходом листовской "“айны рун", было основано, как мы уже говорили, "ќбщество √видо фон Ћиста" - объединение людей, стрем€щихс€ к возрождению магической и религиозной практики древних германцев. ¬нутренним кругом "ќбщества" стал ќрден јрманов, формально созданный на празднике летнего —олнцесто€ни€ 1911 года и построенный по классическим схемам древних инициатических тайных обществ. Ќесмотр€ на всю известность фон Ћиста, јрманенорден стал лишь одной из многих подобных организаций германского мира. ћежду тем идеи пангерманизма, тревожившие умы в √ермании и јвстрии, требовали чего-то более глобального...
√од спуст€, в 1912 году, в √ермании создаетс€ нека€ "сверхструктура", имеюща€ четкую традиционалистскую (€зыческую) направленность и также организованна€ по принципу тайного общества. Ёлементами этой "сверхструктуры" стали и ќрден јрманов, и ќрден ¬осточного ’рама, и образованное несколько позднее ќбщество “уле. Ётой организацией нового типа стал Germanen-Orden, √ерманский ќрден. «абега€ несколько вперед, скажем, что к 1921 году в числе нескольких дес€тков объединенных под крылом √ерманского ќрдена организаций будет находитьс€ и Ќ—ƒјѕ.
 
ѕока же на арене германского традиционалистского возрождени€ по€вл€ютс€ новые люди. ѕо€вл€етс€ барон «еботтендорф, основывающий ќбщество “уле. ѕо€вл€ютс€ некто √иммлер, √итлер и √есс - члены этого нового ќрдена. ѕубликует первые свои работы профессор √ерман ¬ирт.  арл ћари€ ¬иллигут, последний представитель древнего германского рода ¬иллигутов, владеющего, по некоторым предположени€м, древними €зыческими знани€ми, св€зываетс€ с лидерами традиционалистского ¬озрождени€.
¬ недрах одной из новых немецких политических партий - Ќ—ƒјѕ - по€вл€ютс€ охранные отр€ды, будущий ——. — ростом партии растет и ——, быстро превраща€сь сначала просто в партийную элиту, а затем и в инициатическую организацию, в новый орден. √ораздо позднее, в 1943 году √иммлер - глава —— - скажет: "Ќаш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себ€ немецкий народ и всю ≈вропу. ќн даст миру руководителей промышленности, сельского хоз€йства, а также политических и духовных вождей. ћы всегда будем подчин€тьс€ закону элитарности, выбира€ высших и отбрасыва€ низших".
 
”же к началу тридцатых годов —— действительно стал внутренним элитарным орденом Ќ—ƒјѕ; и именно в его интеллектуальных недрах шла разработка новой философии, под флагом которой парти€ должна была прийти к власти и перестраивать затем германский мир.
 
¬ 1932 году √итлер принимает предложение стать ¬еликим ћагистром √ерманского ќрдена. ¬ следующем, 1933 году √иммлер знакомитс€ с √ерманом ¬иртом, самым известным исследователем рунической “радиции того времени, и в том же году вместе с ¬иртом и ¬альтером ƒарре основывает исследовательскую организацию, получившую название Ahnenerbe - "Ќаследие предков". —пуст€ два года, в 1935-ом, јнэнэрбе становитс€ государственной организацией, руководимой штурмбанфюрером —— «иверсом. ¬ 1939 году јнэнэрбе попросту включаетс€ в структуру ——; к этому времени јнэнэрбе представл€ет собой мощную организацию, объедин€ющую около полусотни институтов.
 
«адачи этой организации: "»зыскани€ в области локализации духа, де€ний, наследи€ индо-германской расы. ѕопул€ризаци€ результатов исследований". «десь разрабатывалась внутренн€€ доктрина партии, основанна€ на концепци€х €зыческой магии и религии. ¬ этих же кругах, к слову, по€вилс€ и печально знаменитый символ ——, созданный в 1933 году штурмгаупфюрером ¬альтером ’еком, - двойной удар молнии, сдвоенна€ руна «иг, руна ѕобеды... «десь же разрабатывались закрытые проекты по рунической символике ритуалов —— и его подразделений, создавались программы обучени€ рунической магии и символике, об€зательного дл€ всех новобранцев ордена...
...–уническа€ маги€ была одним из основных направлений работы √ерманского ќрдена, сохранила она свое значение и в работе јнэнэрбе.
 
***
 
ћасштабы исследований, проводимых институтами системы јнэнэрбе, поистине грандиозны. «десь изучалось все, имеющее какое бы то ни было отношение к сакральной традиции: от причин вырождени€ викингов √ренладии до - это не шутка! - магического значени€ башенок на готических соборах. ќбъем только той части архивов јнэнэрбе, котора€ была вывезена в 1945 году в –оссию, составил 45 железнодорожных вагонов.
 
“олько дл€ того, чтобы изучить эти архивы, нужно создавать новый исследовательский институт, и уж, конечно, дл€ этого не хватит одной небольшой статьи. Ќо некоторые аспекты наработок јнэнэрбе, св€занных с руническим искусством, мы здесь затронем.
 
 ак уже упоминалось, одной из характерных черт немецкой рунической “радиции было использование довольно значительного количества неалфавитных рунических знаков, неизвестных на других территори€х. ћногие из этих рун использовались орденом ——.
 
–уна ¬альда. ѕредположительно имеет фризское происхождение, фонетическое значение ue; посв€щена богу зимы и неба (фриз. Wald, сканд. Ullr). ѕо мнению Ќайджела ѕенника, "€вл€етс€ руной личной силы". Ќасколько это так, судить сложно, а вот то, что руна ¬альда св€зана с зимним солнцеворотом (сканд. Yule), можно утверждать однозначно.
–уна Ёрды. –уна «емли и земной богини, нос€щей в германских €зыках то же им€ (Earth, Erda и т.д.). —имволизирует, с одной стороны, собственно «емлю, ее св€тость и ее магию, с другой - родную землю, –одину и –од. ¬ √ермании руна Ёрды слилась со стандартной алфавитной руной ќтал (нем. ќдал) и использовалась в качестве символа расового отдела ——.  роме того, руна Ёрда-ќдал изображалась на эмблеме дивизии ¬аффен —— "ѕринц Ёуген".
 
–уна «иу. „етвертой внеалфавитной руной €вл€етс€ руна «иу, одного из древнейших германских богов. »м€ Ziw (Ziu) практически совпадает с именем античного «евса; действительно, «иу долгое врем€ оставалс€ верховным небесным богом, властелином молний, пока не был лишен этой функции новопо€вившимс€ “ором и не превратилс€ во второстепенного бога воинских искусств - скандинавского “юра. –уна объедин€ет начертани€ руны «иг и руны “юра и считаетс€ руной силы, сосредоточени€ энергии, справедливости и возда€ни€ по заслугам.
 
¬олчий крюк (нем. Wolfsangel) –уна повтор€ет форму специального оруди€ - "волчьего крюка", с помощью которого в древности ловили волков. ѕредполагаетс€, что руна могла передавать звук ai. ћагическое назначение - охрана, пленение, сковывание движений и намерений противника, обеспечивающее собственную свободу.
 
¬ —редневековье руна использовалась дл€ магической охраны от волков. ¬ XV веке эта руна оказалась эмблемой кресть€нского восстани€ в √ермании; некоторое врем€ была символом Ќ—ƒјѕ, затем - знаком дивизии ¬аффен —— "ƒас рейх". √олландский вариант служил знаком дивизии ¬аффен —— "Ћандштурм Ќидерланд", состо€вший из голландских добровольцев.
 
Ќар€ду со внеалфавитными и собственно немецкими рунами, —— широко использовал и стандартные руны общегерманского —таршего ‘утарка:
јльгиз (нем. название - Ћебен-рун) почиталась в —— руной жизни и использовалась в качестве отличительного знака самого јнэнэрбе, а также - дл€ ќбщества Ћебенсборн, исследовавшего расовые вопросы. ¬о внутренних документах ——, а также на надгроби€х эта руна указывала дату рождени€.
 
ѕеревернутый јльгиз (нем. название - “отен-рун) - руна смерти. »спользовалась при указании даты завершени€ жизни.
 
“ир. ƒревний общегерманский символ, означающий возвышенное состо€ние духа воина и св€занный с “иром (“юром), богом битв. ћногие современные авторы описывают руну “ир как "руну ¬оина ƒуха". ¬ —— служил знаком отличи€ внутреннего круга ордена: его носили офицеры, окончившие спецшколу —— до 1934 года, и профессорско-преподавательский состав ордена.
 
’агалл. —леду€ фон Ћисту и его школе, в —— почитали эту руну одним из основных рунических символов и св€зывали ее с несокрушимой верой в правоту орденского мировоззрени€. Ёта руна изображалась на знаменитом кольце с мертвой головой.  роме всего прочего, руна ’агалл служила отличительным знаком полицейской дивизии ——.
 
***
 
“Ќаш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себ€ немецкий народ и всю ≈вропу" - это слова √иммлера. ќднако этим словам не суждено было сбытьс€, и великому ордену —— богами была уготовлена совсем ина€ судьба - мы знаем это из истории. „то же произошло?
 ак мы уже говорили, в 1932 году сам фюрер принимает пост ¬еликого ћагистра √ерманского ќрдена. ¬ 1933 году он приходит к власти в √ермании. »... дальше что-то происходит.
 
¬ 1935 году домашнему аресту подвергаетс€ ¬ирт. ¬ том же году членам —— запрещаетс€ принимать посв€щение ќрдена. ¬ 1936 году оказываетс€ в концлагере ‘ридрих ћарби - ученик фон Ћиста, выдающийс€ исследователь рунической традиции, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами. ¬ сохранившемс€ списке руководства ——, датируемом тем же 1936 годом, отсутствуют уже многие теоретики нордического возрождени€. ќчень скоро распускаетс€ √ерманский ќрден. Ќаконец, в 1940 году прекращаетс€ об€зательный до тех пор дл€ новобранцев —— инструктаж по рунической магии. ѕримерно в то же врем€, открыва€ одну из школ ——, √иммлер произносит: "¬ерить, повиноватьс€, сражатьс€! “очка! Ёто все!"
 
Ќет, разумеетс€, —— не отказываетс€ от магии, но маги€ эта все более приобретает некий новый характер. ¬ольфшанце, "Ћогово ¬олка", - так теперь называютс€ ставки фюрера в ¬осточной ≈вропе. „то-то произошло в глубинах высшей иерархии –ейха.  то теперь расскажет, каким образом удалось от листовского поклонени€ ќдину, от вагнеровского «игфрида привести германскую нацию к образу ¬олка, мифологического противника богов и героев?
 
“еперь же, ассоцииру€ себ€ с ¬олком, фюрер вступает в войну с богами собственного народа, более того - с богами индоевропейского мира...
 
...√итлер, несомненно, долгое врем€ обладал неким пророческим даром. Ќепостижимым образом ему удавалось предсказывать развитие политической и военной ситуации в разных районах ≈вропы и даже называть точные даты будущих значительных событий. “ак предсказал он, например, дату своего вступлени€ в ѕариж, день прорыва блокады в Ѕордо, день смерти –узвельта. » вот - зима 1941-1942 годов. Ќемецкие войска не готовы к суровым российским холодам. "јтакуйте" - слова √итлера. ‘юрер уверен, что зима будет м€гкой, что холода отступ€т перед воинством нордической расы.
 
ћощное наступление на ¬олге. » вдруг... столбик термометра опускаетс€ за отметку 35, 40, 45 градусов. —интетический бензин немецких танков распадаетс€ на негорючие компоненты. ¬ немецких автоматах замерзает смазка. ќблаченные лишь в легкие шинели, "нордические воины" гибнут от холода...
 
ѕоражение на ¬олге стало не только переломным моментом в ходе ¬торой мировой войны. ѕосле —талинграда оказалс€ обреченным “ретий –ейх, ибо сам ƒух —евера сказал свое слово, и боги јсгарда вступили в сражение.
 
ќтнюдь не на стороне –ейха.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку